Полякова Ирина Михайловна
член Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Слышать людей! Работать для людей!

Полякова Ирина Михайловна
Главная Новости

Новости

5 мая 2020 года на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва парламентарии рассмотрели восемь вопросов.

05 05/2020

В двух чтениях депутаты приняли проект Закона «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»(докладчик — Министр внутренних дел Республики Беларусь Караев Ю.Х., содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.).

В своем выступлении Ю.Х.Караев проинформировал, что в результате реализации этого законопроекта предполагается освободить от различных видов наказаний 5 372 осужденных, в том числе из мест лишения свободы — 1 985 осужденных, из исправительных учреждений открытого типа — 727 осужденных, из уголовно-исполнительных инспекций — 2 660 осужденных.

Кроме того, предполагается сократить срок наказания на 1 год 6 400 осужденным, из них 4 800 осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, 600 — в исправительных учреждениях открытого типа, 1000 — в уголовно-исполнительных инспекциях.

Законопроект традиционно предусматривает освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности, за исключением случаев, указанных в нем:

несовершеннолетних;

беременных женщин;

женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет;

лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;

инвалидов I и II группы;

отдельных лиц, больных онкологическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированных;

ветеранов боевых действий на территории других государств;

лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в период прохождения военной службы или в связи с осуществлением служебной деятельности.

Не будут подлежать освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, некоторые преступления, относящиеся к категории менее тяжких. Таким лицам предлагается уменьшить срок наказания в виде ограничения и лишения свободы на 1 год.

Также, предлагается расширить перечень лиц, которым возможно будет уменьшить срок наказание на 1 год, за счет включения в него лиц, совершивших коррупционные преступления и несовершеннолетних, совершивших преступления, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Амнистия не будет распространяться на лиц:

к которым в течение 2015 — 2020 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;

которые на день постановления приговора полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;

допустивших особо опасный рецидив преступлений либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами;

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

совершивших ряд преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другим;

совершивших преступления и признанных в установленном законом порядке обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и не возместивших эти расходы на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии.

Решение о применении амнистии будет приниматься в отношении каждого лица индивидуально.

Законопроектом определяются:

порядок исполнения амнистии, в том числе перечень органов, на которые возлагается ее исполнение;

меры по обеспечению ее исполнения, в том числе:

оказание амнистируемым помощи в бытовом и трудовом устройстве, изготовлении, замене документов, удостоверяющих личность;

передача несовершеннолетних под контроль родителей, органов опеки и попечительства, в необходимых случаях определение их в детские дома, школы-интернаты, профессионально-технические училища;

определение в случае необходимости инвалидов І и ІІ группы и лиц пенсионного возраста в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов по заболеванию, необходимой медицинской помощи, диспансерного наблюдения за ними по месту жительства.

Кроме того, Ю.Х.Караев представил к рассмотрению в первом чтении проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.).

Законопроект разработан в целях совершенствования правовых основ оперативно-розыскной деятельности с учетом правоприменительной практики.

Развитие информационных технологий и их активное вовлечение во все сферы деятельности общества свидетельствуют об острой необходимости своевременного совершенствования инструментария органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в борьбе с преступностью.

Вносимые в проект Закона изменения обязывают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получать необходимую информацию исключительно через общегосударственную автоматизированную информационную систему.

Законопроектом также вносятся коррективы, направленные на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств.

На основании анализа правоприменительной практики и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в проекте Закона предусмотрен комплекс изменений в части совершенствования правовой регламентации организации и проведения оперативно-розыскной деятельности, детализации случаев их проведения с санкции прокурора или его заместителя, необходимости уведомления прокурора или его заместителя по отдельным вопросам проведения и прекращения оперативно-розыскной деятельности.

Анализ правоприменительной практики также свидетельствует о необходимости усиления прокурорского надзора на стадии проведения проверочной закупки и контролируемой поставки, поскольку данные мероприятия (за исключением повторной проверочной закупки) проводятся без санкции прокурора или его заместителя, однако их результаты являются одними из ключевых источников доказательств в уголовном процессе по соответствующим уголовным делам.

Отмечаемая в настоящее время недостаточная правовая регламентация получения доступа к компьютерной информации в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности будет устранена путем корректировки определений, объектов и особенностей проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов, оперативный осмотр, исследование предметов и документов, компьютерной информации, оперативный осмотр, контроль в сетях электросвязи.

Кроме того, проектом Закона вносятся изменения технического характера в соответствии с новыми требованиями нормотворческой техники. Для удобства восприятия отдельные статьи излагаются в новой редакции.

В первом чтении депутаты рассмотрели проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (докладчик — заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь — начальник милиции общественной безопасности Барсуков А.П., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лавриненко И.В.).

Законопроект подготовлен в целях приведения Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» и реализации поручения Главы государства о совершенствовании законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В частности, законопроектом предлагается:

закрепить новую категорию граждан, которые могут направляться и находиться в ЛТП (трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни), и предоставляет право постоянно действующим комиссиям по координации работы по содействию занятости населения принимать решение о необходимости направления таких граждан в ЛТП;

установить перечень документов, подаваемых в суд при направлении в ЛТП трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни;

разделить ЛТП на два вида в зависимости от условий принудительной изоляции: ЛТП для нахождения граждан, впервые направленных в лечебно-трудовой профилакторий; ЛТП для нахождения граждан, ранее судимых, а также направленных в лечебно-трудовой профилакторий во второй и более раз;

предусмотреть ограничения в материально-бытовом обеспечении для граждан, находящихся в ЛТП, ранее судимых, а также направленных в ЛТП во второй и более раз, по сравнению с гражданами, впервые направленных в ЛТП;

уменьшить с 25 до 15 процентов размер заработной платы и приравненных к ней доходов, которые зачисляются на лицевой счет граждан, содержащихся в ЛТП и обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и имеющих задолженность по возмещению таких расходов.

В ходе заседания депутатский корпус также рассмотрел четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.

Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь — начальник милиции общественной безопасности Барсуков А.П. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области миграции».

Соглашение устанавливает порядок обмена информацией в сфере миграции, направлено на координацию совместных действий по управлению миграционными процессами и на борьбу с незаконной миграцией.

Проект Закона «О ратификации Второго дополнительного протокола к Всемирной почтовой конвенции» представили заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Гордеенко Н.М. и член Постоянной комиссии Платы представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Карась Д.Н.

Внесение изменений и дополнений во Всемирную почтовую конвенцию касается совершенствования тарифной политики в части отправлений письменной корреспонденции между странами — членами Всемирного почтового союза. В частности, Протоколом предусматривается корректировка минимальных предельных тарифных ставок оконечных расходов, а также возможность самостоятельного установления странами — членами Всемирного почтового союза с 1 января 2021 года тарифов за входящие отправления письменной корреспонденции в виде мелких пакетов.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области музейного дела» выступил Министр культуры Республики Беларусь Бондарь Ю.П., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кирьяк Л.В.

Соглашением предусматривается реализация совместных выставочных проектов и научных программ, сотрудничество в переподготовке и повышении квалификации музейных работников, обмен опытом по внедрению современных технологий в организации выставок, в области хранения, реставрации и консервации музейных предметов, изготовление и обмен электронными копиями музейных предметов и др.

В соответствии с положениями Соглашения стороны гарантируют обеспечение сохранности и своевременного возврата, а также судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда в отношении музейных предметов, направляемых в рамках музейно-выставочного обмена одним из государств — участников Соглашения в другое государство — участник Соглашения.

О проекте Закона «О присоединении Республики Беларусь к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям» рассказали Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В.

Марракешский договор принят членами Всемирной организации интеллектуальной собственности на Дипломатической конференции в г. Марракеше 27 июня 2013 года и вступил в силу 30 сентября 2016 года. Заложенные в нем принципы (недискриминации, равных возможностей, доступности, полного и эффективного вовлечения и включения в общество лиц с ограниченными возможностями) соответствуют Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах инвалидов.

Основные положения Марракешского договора предусматривают:

установление имеющих обязательную силу ограничений или исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию. Реализация этого положения позволит изготавливать экземпляры любого произведения путем преобразования его в доступный формат и распространять изготовленные экземпляры без согласия автора и выплаты ему вознаграждения;

осуществление трансграничного обмена экземплярами произведений в формате, доступном для слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, посредством деятельности уполномоченных органов. Уполномоченным органом может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством в качестве такового орган, оказывающий лицам с нарушениями зрения на некоммерческой основе услуги в области образования, обучения или доступа к информации.

Кроме того, положениями проекта Закона предусматривается:

отнесение библиотек, учреждений образования и общественных объединений инвалидов, оказывающих на некоммерческой основе услуги в сфере образования или доступа к информации лицам с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию, к уполномоченным органам, которые могут осуществлять трансграничный обмен экземплярами произведений в доступном формате;

определение Государственного комитета по науке и технологиям в качестве органа, ответственного за координацию деятельности государственных органов и иных организаций по реализации Марракешского договора.

На заседании парламентарии также приняли к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г. № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь». С докладом по этому вопросу выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стативко Ж.В.

Декрет направлен на корректировку отдельных норм декретов Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Кроме этого, Декрет Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» признается утратившим силу.

Все новости